Начинаем с чтения книг, а заканчиваем тем, что их любим.
(Майкл Суэнвик)

афоризмы, цитаты, фразы




понедельник, 9 января 2012 г.

О, Господи!

Как хочется, как иногда хочется верить –
до тошноты, до колокольного благовеста в затылке!
Верить, надеяться… не в себя, не на себя.
Не только: в себя и на себя.
(Г.Л.Олди "Богадельня")

Ну наконец-то!
Наконец-то я прочитала эту книгу! Надо сказать, что очень вовремя. Оценила в полноте. Будучи полностью готовой к восприятию.

Причем смогла осилить только благодаря ридеру. В бумажном виде - и сейчас бы не смогла дочитать.

Ведь основное содержание этой книги и её "ключевые слова":
насилия и истязания, смертная казнь, вражда, скорбь, горький плач и рыдание, погибель, наказание, жестокость, бедствия, поругания и побои, пытки, убийства…
а ещё: сражения, битвы, войны...
а ещё: Смерть, смерть, смерти...

Столько ужасов, смертей, убийств и жестокостей нет ни в одной другой книге. Сложите вместе 3 ужастика и 5 кровавых боевиков - там не будет столько крови и смертей, как в этой книге.
И если есть несколько страниц без убийств, значит на следующих будет вдвое больше.

До этого раза я читала отдельные куски. Но только прочитав полностью, поняла, почему...


многие евреи переходят в христианство.

Ну, многие, конечно, уже поняли, что я полностью прочитала Библию.
Ох!

Сейчас я не буду говорить о содержании религии. Не буду ни в коем случае спорить с верующими. Я понимаю важность и нужность религии, в частности христианской, в частности православной, в современном мире, для множества людей.

«Веруйте кто может, - вам же будет лучше». 
(Михаил Веллер)

Учтите - я ни в коем случае не против веры, не против верующих, тем более не против Бога, и не против идеи Бога. Мне хотелось бы верить, поверить, уверовать...
Мне бы хотелось, чтобы Он был!

Поэтому дальше - буду говорить исключительно о содержании Книги и о своем личностном восприятии этого текста.

Много раз слышала: "Я прочитал Библию - и у меня будто глаза открылись!"; "Книга, которая больше всего повлияла на мою жизнь, - Библия"; "Творил под воздействием Библии"; "библейские сюжеты" и так далее, и тому подобное.

Так вот я взялась читать Книгу ради нескольких целей:

  1. это же Книга! Одна из самых великих в человеческой истории! Ну надо же её таки прочитать!
  2. а вдруг и я смогу уверовать?
  3. вдруг я найду в Библии некое Откровение?
  4. ради духовных истин, 
  5. философских мыслей;
  6. ради моральных императивов: "Надо быть хорошим, и нельзя быть плохим, потому что..."
  7. влияние на культуру - надо быть в курсе всех событий, "библейских сюжетов";
  8. .... несколько более мелких целей (история, история религий...)


Теперь о достижении этих целей.

О-упс!
Я смогла достичь только первую цель. Таки прочитала "одну из самых знаменитых книг".

2) Уверовать? Не смешите меня!
От одного очень умного человека, которого я ооочень уважаю, я слышала вот такое указание: "Библию надо читать с благоговением!"
Оооой! Я читала очень внимательно. Но вот благоговеть перед вот этим текстом - извините! Ну никак не получается!

Боговдохновенная, говорите?
То, что некоторые фрагменты написаны талантливо, не говорит о том, что вся Библия внушена Богом.

Более того. Библию можно сократить раз в десять минимум. А то и в двадцать. Без ущерба для смысла. Возможно, что влияние при этом усилится.

3) Откровение?
Самое большое "откровение" из этого толстенного тома - одно: чтобы в полной мере понять, что именно дал миру Иисус Христос, недостаточно прочитать "Евангелия". Надо таки прочитать "Библию" полностью. ага.
Потому что Новый завет по общему смыслу, по идеям, по очень многим чертам, во многих словах и местах - противоречит Ветхому завету. И очень сильно противоречит.

4) ради духовных истин;
О_о
Этот пункт оказался самым большим потрясением. И самым большим разочарованием.
Я искала в Библии нечто высокое, духовное, одухотворённое, возвышенное... То, что помогает жить. Какие-то высшие идеалы. Высокие устремления "героев", действующих лиц...
Пусть даже что-то сказочно-притчевое в стиле: "Добро всегда побеждает зло"...
Какая я наивная!
Мало того, что я не нашла там ничего подобного.

Знаете, для чего евреям в Ветхом завете надо верить в Господа и поклоняться ему?

А вот зачем:

заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня. 41 И буду радоваться о них, благотворя им, и насажду их на земле сей твердо, от всего сердца Моего и от всей души Моей. 42 Ибо так говорит Господь: как Я навел на народ сей все это великое зло, так наведу на них все благо, какое Я изрек о них.

12 И если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, 13 и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе; 14 благословен ты будешь больше всех народов; не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем; 15 и отдалит от тебя Господь [Бог твой] всякую немощь, и никаких лютых болезней Египетских, [которые ты видел и] которые ты знаешь, не наведет на тебя, но наведет их на всех, ненавидящих тебя;

9 Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов...

Упс! Ребятки, так это же предвыборная агитация! Да еще и обещания... кгм... "Покращення життя вже сьогодні".
Причем другие "кандидаты в президенты" - это языческие боги, божки, идолы, "кумиры": Ваал, Астарта, Зевс и Ко.

Вот еще один образец политической пропаганды и агитации:

1 Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли и завладели [доброю] землею, которую с клятвою обещал Господь [Бог] отцам вашим.

А вот тому, кто неправильно "проголосует", будет от Господа "ата-та":
"воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их; Он не замедлит, ненавидящему Его самому лично воздаст".

И наоборот: требования Господа к народу - ну такие примитивные. Типа "голубого вертолёта" и "золотого унитаза" - ой, простите! - "вот такие ткани и вот такие тельцы Мне в жертву":

Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь, 4 и *шерсть* голубую, пурпуровую и червленую, и виссон, и козью [шерсть], 5 и кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерева ситтим,

И еще длинное-предлинное перечисление всяких даров. кгм. И зачем это все Господу? О_о
Странный однако какой-то Бог. Ну типо Проффессор царёк дань собирает.

Для меня оказалось абсолютным шоком, что именно вот это - содержание 92% Ветхого Завета. И приблизительно 50% Нового.

5) философские истины - тем более.

В умной современной литературе (даже "развлекательной" по жанру, типа фэнтезийной "Богадельни" Олди) мудрых философских мыслей на порядок больше, нежели в Библии.

6) ради моральных императивов, в смысле: "Надо быть хорошим, и нельзя быть плохим, потому что..."

Для меня это очевидно. И в доказательствах не нуждается.
Потому что "Не делай другому того, чего не хочешь себе" было известно еще Конфуцию.

Обоснование этого морального императива, "золотого правила" - я тоже знаю.

В Ветхом завете и близко ничего подобного нет.
Там идет четкое разграничение: "обрезанный / не обрезанный; верный Господу / поклоняется идолам" - и в зависимости от этого надо поступать с человеком.

В Новом завете Иисус принес эту же "благую весть" всем людям, в том числе язычникам... Ура! Надо радоваться, да?
Но обоснование этому "золотому правилу" всё равно очень примитивное: "Ради вечного блаженства и чтобы не погубить свою душу в вечной жизни".
Извините, но мне такое "обоснование" не подходит.
"Не делай другому того, чего не хочешь себе" - потому что другой тоже человек! Ему тоже больно. Простая эмпатия, сочувствие.
А не ради гипотетической, никем недоказанной "вечной жизни" и уж тем более - "вечного блаженства".

7) влияние на культуру, знаменитые "библейские сюжеты".
С этим пунктом поставленных целей тоже оказалось плоховато. Потому что кусками я Библию уже читала. Так вот и оказалось, что до вот этого полного прочтения - я уже была знакома с 99,99% событий и всех библейских сюжетов, которые надо знать современному культурному человеку.

У меня была надежда на книги "Числа", "Руфь" (такие многообещающие названия) - пшииик! полнейшее разочарование.

С одной стороны – вполне понятно, что библейские сюжеты действительно лежат в основе огромного количества произведений культуры. Но вот именно сейчас у меня появилось четкое понимание того, что несмотря на библейскую составляющую – основное творчество – это именно автора того или иного произведения. Это Художник пропустил через себя, через свое мировосприятие, через призму своего мировоззрения некий сюжет – и в результате дал миру Великое Творение. Но в рождении выдающегося произведения основная заслуга – именно автора, творца, а не создателей Библии. Даже невзирая на то, что говорит сам автор.

8) .... несколько более мелких целей (история, история религий...)
Ну разве что...
Именно в процессе чтения Библии - легко проследить историю развития религиозных верований. 
Но для того, чтобы это сделать... надо читать Библию не с благоговением, а с применением здравого смысла и капли критического мышления.

Так, например, из Моисеевых книг четко понятно, что в то время Господь еще не был всеведущ:

Пойди, собери старейшин [сынов] Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, [Бог] Исаака и [Бог] Иакова, и сказал: Я посетил вас и *увидел,* что делается с вами в Египте.

Много повторений. Одно и то же по несколько раз. Для тупых? Или скорее - вначале это передавалось из уст в уста, как легенды. И потому некоторые ключевые моменты повторялись, чтобы не забыть.

4 Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне. 5 Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона, 6 и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой *шерсти,* и из крученого виссона, искусною работою. 7 У него должны быть на обоих концах его два связывающие нарамника, чтобы он был связан. 8 И пояс ефода, который поверх его, должен быть одинаковой с ним работы, из [чистого] золота, из голубой,

кгм... Ну самая большая проблема - одежда священника! Именно об этом Господь разговаривал с Моисеем на горе, когда народ стоял и ждал Божеского откровения и заповедей. О_о
Описания одежды священника - длиннее, чем описание святилища и его оснащения. А описание святилища - длиннее, чем заповеди-наставления народу...
В задачке спрашивается: что важнее? Что важнее для Господа??

Так вот и сейчас зрелищная часть религиозного обряда превалирует над духовной жизнью... И из Библии понятно, что это "заслуга" ветхозаветного Бога Моисеева. Спасибо ему.
А ведь есть люди, для которых это смысл жизни. Они знают Библию наизусть. Вот весь этот бред ритуал таинство...

Религия - это же о духовном, общение с Господом, с душой собственной!... Правильно? - угу. Если бы!
А такое подробное описание облачения священников, скинии (шатер, походный храм)?! ы.
Теперь понятно, почему верующие столько внимания уделяют деталям обихода, ритуалам...




1 Не делай зла, и тебя не постигнет зло;

Самая большая ложь в мире!! Самая большая манипуляция сознанием в Ветхом завете (а вот тут можно почитать о манипуляциях сознанием в православной вере).

9 И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребренников; 10 и записал в книгу и запечатал ее, и пригласил к тому свидетелей и отвесил серебро на весах. <...>
14 так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: возьми сии записи, эту купчую запись, которая запечатана, и эту запись открытую, и положи их в глиняный сосуд, чтобы они оставались там многие дни. 15 Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: домы и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей.

Просто потрясающее откровение! И таких "откровений" в Ветхом завете - полно!





Итак, когда я читаю Ветхий Завет, то понимаю, почему многие евреи переходят в христианство.
А вот когда я читаю Новый Завет, то опять возникает вопрос, почему в бОльшей своей массе евреи не стали христианами. Ещё тогда...

С другой стороны - в христианство и тогда и сейчас перешла только незначительная часть евреев.
В Библии на это есть только небольшой намек. Причем, завуалированный. Чтобы при чтении Библии обратить внимание на этот намек, надо знать немножко больше, чем описано в Книге.

Он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков. 24 Одни убеждались словами его, а другие не верили.

Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат. 29 Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою.



Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу -- о духовном. 6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные -- жизнь и мир, 7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

Мудрая мысль, конечно же... Но 98% всех тезисов в Библии - они именно о плотских потребностях: дам землю, продолжу род, размножу по земле... И не более. К сожалению.

17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

Ну так вот это написано уже аж-аж... в посланиях.... И с этим тезисом спорить невозможно. Но Ветхий Завет практически полностью был об очень приземленных ценностях. Там ничего не было о духовном.

И чуть позже:

1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2 о горнем помышляйте, а не о земном.

Ну так покажите примеры такого "горнего помышления"!
Нету! Нет в Библии таких примеров!! – шок.

"Милосердный Бог"... Даа??! Серьезно? Где? В каком месте он "милосердный"? В чем это проявляется? Из какой библейской истории можно сделать такой вывод?
Наоборот:

2 Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. 3 Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако - пыль от ног Его. (Книга пророка Наума)

68 Вот, Бог - Судия; бойтесь Его; оставьте грехи ваши и навсегда перестаньте делать беззакония, и Бог изведет вас и избавит от всякой скорби.

Опяяяять! Опять "покращення життя".





Самый страшный эпизод в литературе - тоже в Библии (впечатлительным не читать!):

Елисей... шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! 24 Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.

Какой добрый человек этот Елисей! А уж Господь - так вааще.
Этот эпизод меня вообще шокировал до глубины души.





И да, теперь я знаю, зачем нужно было понятие Троицы, когда оно появилось, и что по этому поводу думал Исаак Ньютон. :) – но к Библии это относится лишь постольку-поскольку.