Начинаем с чтения книг, а заканчиваем тем, что их любим.
(Майкл Суэнвик)

афоризмы, цитаты, фразы




воскресенье, 10 апреля 2011 г.

А по улицам ходит Ленин...

Шолом  Алейхем "Тевье-молочник"


Действие происходит в конце XIX - начале XX века.
Отдельная глава - отдельный год.

Что интересно... Чуть-чуть устаревшие речевые обороты, но в принципе - так похоже на наши сегодняшние реалии, что просто диву даёшься.. Вплоть до дословных совпадений:

"Мы можем с вами вместе пожелать себе заработать нынешним летом столько, сколько мне не хватает до состояния Бродского..."

"Педоцур трещал и все такую ерунду, что слушать тошно: подряд, губернское правление, удельное ведомство, казначейство, Япония... Из всего этого меня интересовала одна только Япония".

"Знаете что, пане Шолом-Алейхем? Давайте поговорим о более
веселых вещах. Что слышно насчет холеры в Одессе?"  (1904)

Еврейский акцент в шуточках-прибауточках:

"Говорю я с ним эдаким манером, привожу изречения, примеры, притчи, как Тевье умеет".

Но таких купцов-молочников всех национальностей, с прибаутками, знаю и вижу вблизи:

"Люблю, понимаете, человека, с которым можно словом перекинуться - иной раз изречением, другой раз - притчей, рассуждением о разных высоких материях, - то да се, пятое, десятое... Таков уж Тевье".

А иногда вдруг абсолютно современные фразы:

– Стоп, машина! - говорю я ему. - Присаживайся, слышь, подвезу малость, все равно порожняком еду.

Или вот:

Тогда я привожу ей пример: курица высидела утят. Утята только встали на ноги, побежали к речке - и в воду, а наседка, бедная, квохчет.  
– Что ты, - говорю, - на это скажешь, доченька?
– Что же мне сказать? - говорит она. - Наседку, конечно, жалко. Но неужели же из-за того, что она квохчет, утятам не плавать?

И наседку, которая высидела утенка, я тоже знаю. Не то, чтобы знаю... Это я и есть. :)
Что ты на это скажешь, доченька? ;)

"Неужто бог создал человека для того чтобы он мучился на земле? Зачем это ему нужно было?"

В общем, молочник Тевье мне очень пришелся по душе. Его проблемы мне понятны и близки.

И подумалось вдруг... Столько схожих моментов - та провинциальная  еврейская Украина; и наша сегодняшняя: богатые, бедные, молочники, купцы, налоги, власти, мечты о путешествиях в заморские страны, борцы за счастье народа... А ведь и сейчас где-то по улицам ходит Ленин.

Наверное, вы уже знаете, что я очень люблю интересные цитаты, фразы. И вот нашла интересный сайт. На нем собраны цитаты великих людей